Презентация застежки для развития детей в доу. Презентация «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Игры с крупой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие мелкой моторики у дошкольников Подготовила: учитель-логопед Голикова Елена Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49»

Канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд изобразил МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев » В.А. Сухомлинский

с овокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Мелкая моторика -

Задачи: * Воздействие на биологически активные точки организма. * Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. * Содействовать нормализации речевой функции *Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.

Зачем нужно развивать мелкую моторику? * Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.

Трудности при недостатках развития мелкой моторики Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Испытывают трудность формирования правильно траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

Работа головного мозга Состояние желудка Состояние кишечника Работа печени и почек Работа сердца Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка

Формы работы: * Совместная деятельность родителей с ребенком. * Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Как развивать мелкую моторику * Массаж кистей рук. * Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. * Пальчиковые игры со стихами, скороговорками. * Пальчиковый театр. * Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала

* Р исование кистью, пальцем, зубной щеткой. * Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО. * Аппликация. * Рисование по трафаретам. * Штриховки. * Дорисовка (по принципу симметрии). * Лабиринты. * Дидактические игры. Как развивать мелкую моторику

* Шнуровка. * Игры с мелкими предметами * Пазлы. * Мозаика. Как развивать мелкую моторику

Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности Краски, Бумага разного формата и цвета Трафареты, линейки Раскраски Ножницы Мозаики, шнуровки цветные карандаши

ПОИГРАЕМ?!

«УТЮЖОК» Карандаш я покачу Вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ» Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим И огонь себе добудем

«ДОГОНЯЛОЧКА» Пальчики бегут вперёд, И никто не отстаёт.

«КАЧЕЛИ» Покачаю вверх и вниз – Крепче, карандаш, держись!

«ВОЛЧОК» По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю.

«ЭСТАФЕТА» Передача карандаша каждому пальчику поочередно

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ “Заготавливаем капусту” – Мы капусту рубим, рубим! – Мы морковку трем, трем! – Мы капусту солим, солим! – Мы капусту жмем, жмем!

ДИНАМИЧЕСКИЕ упражнения Кулак-ребро-ладонь

Пальчиковая игра « Пальчики-Смешарики » Это- Крош, он хочет спать А Бараш-уж лег в кровать. Шуша чуточку вздремнула Нюша сразу же уснула. Наш Лосяш уж крепко спит и тихонечко сопит. Солнце яркое взойдет Утро ясное придет, Будут деточки играть А Смешарики вставать!

Использование Су-Джок « Ягоды» (с мизинца) Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? Поднимают плечи, удивляются. Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

« Животные Севера» Тепы – тяпы, тепы – тяпы, Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети.

« Насекомые» Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит, Ой, сюда комар летит!

Благодарю за внимание!

Предварительный просмотр:

Голикова Елена Владимировна

учитель-логопед

Презентация-консультация

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста »

Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать значимость развития кистевой моторики у детей;
  • познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
  • создать условия для педагогического общения.

1 слайд

Приветствие:

Я спешу сказать Вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать Вам – благости!
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам – Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать Вам всем
Прекраснейшего настроения.

Введение: Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: « Двое белых лебедей – у каждого по пять детей.», «У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Сегодня я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

2 слайд Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть - губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело

непропорционально мало.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо в дошкольном возрасте заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

3 слайд

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Современными учеными института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

4 слайд

В.М. Бехтерев писал «Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.» Подтверждая его слова было проведено множество обследований большого числа детей и была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

5 слайд

Давайте же выясним что такое мелкая моторика? Мелкая моторика это – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

6 слайд

Какие же цели мы перед собой ставим, развивая мелкую моторику:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Коррекция речевых нарушений.
  • Развитие связной речи, мелкой моторики и координации движений рук.
  • Накопление ребенком двигательного и практического опыта.
  1. слайд

При этом мы решаем следующие задачи:

  • Воздействие на биологически активные точки организма.
  • Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Содействовать нормализации речевой функции.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  1. Слайд

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

  1. Слайд

Зачем же все таки нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук – один из показателей психического развития ребенка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о его психологической готовности к школе.
  • Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.
  1. Слайд

Что же происходит если мелкая моторика ребенка недостаточно развита.

Дети, у которых мелкая моторика недостаточно развита, неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Такие дети испытывают трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). У таких детей отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

  1. слайд

Развитие мелкой моторики влияет на весь организм. Каждый палец соответствует определенному органу.

Большой палец – работа головного мозга

Указательный – состояние желудка

Средний – состояние кишечника

Безымянный – работа печени и почек.

Мизинец – работа сердца.

  1. слайд

При работе по мелкой моторике применяются следующие формы:

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком.
  • Свободная самостоятельная деятельность ребенка.
  1. -15 слайд

Как развивать мелкую моторику рук:

* Массаж кистей рук.

* Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

* Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

* Пальчиковый театр.

* Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.)

* Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.

* Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО.

* Различные виды аппликации.

* Рисование по трафаретам.

* Штриховка.

* Дорисовка (по принципу симметрии).

* Лабиринты.

* Дидактические игры.

* Шнуровка.

* Игры с мелкими предметами.

* Пазлы.

* Мозаика

21 слайд

Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности

Чтобы закрепить полученные навыки в повседневной жизни у детей всегда под рукой должны быть: краски, бумага разного формата и фактуры, трафареты, линейки, раскраски, ножницы, цветные карандаши.

22 слайд

Существует много литературы по данной теме, вот некоторые книги, которые можно использовать в работе.

Практическая часть

Массаж с помощью шестигранного карандаша

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

По материалам Т.В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами».

24 слайд

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

25 слайд

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

26 слайд

«ДОГОНЯЛОЧКА»

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

27 слайд

«КАЧЕЛИ»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

28 слайд

«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

29 слайд

«ЭСТАФЕТА»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

30 слайд

«Пальчиковые упражнения»

“Заготавливаем капусту”.

Руками имитируем соответствующие действия.

– Мы капусту рубим, рубим!
– Мы морковку трем, трем!
– Мы капусту солим, солим!
– Мы капусту жмем, жмем!

31 слайд

Упражнения для пальцев динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, учат сгибать и разгибать пальцы, развивают точную координацию движений): кулак-ребро-ладонь; ножницы, собака-лошадь; и т.д.

Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.

32 слайд

Пальчиковая игра «Пальчики-Смешарики » (авторГоликова Е.В.)

Это- Крош, он хочет спать (загибаем мизинец на ладони правой руки),

А Бараш-уж лег в кровать.(загибаем безымянный палец на ладони правой руки ),

Шуша чуточку вздремнула(загибаем средний палец на ладони правой руки),

Нюша сразу же уснула. (загибаем указательный пале на ладони правой руки),

Наш Лосяш уж крепко спит и тихонечко сопит . (загибаем большой палец на

Ладони правой руки).

Солнце яркое взойдет (поднимаем руку, распрямляем пальчики) ,

Утро ясное придет,

Будут деточки играть

А Смешарики вставать ! (Повторяем то же самое с левой рукой)

С использованием Су –Джок

Тема « Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит. « Ну – ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

33 слайд

Тема « Ягоды»

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Запомнил ягоды я наконец. Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

34 слайд

Тема « Животные Севера»

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Массажные шары

35 слайд Тема « Насекомые»

Дружно пальчики считаем – насекомых называем.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит,ой, сюда комар летит!


Слайд 2

Актуальность

Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Слайд 3

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Слайд 4

Значение мелкой моторики

…«Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли.» В. А. Сухомлинский Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Слайд 5

Цель и задачи

Цель: развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики. Развивать тактильную чувствительность рук. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие. Тренировать тонкие движения пальцев рук. Развивать память, внимание, терпение и связную речь. Развивать навыки ручной умелости. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Слайд 6

Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время. Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Слайд 7

Разверни, не порви…

Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Слайд 8

Игры со счётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы). «Сложи колодец» «Выложи картинку» «Выложи геометрическую фигуру»

Слайд 9

Игры с прищепками

Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Слайд 10

Игры с конструктором лего

Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Слайд 11

Сухой бассейн

Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Слайд 12

Игры - шнуровки

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Способствуют развитию речи. Развивают творческие способности. Развивают усидчивость, внимание, терпение. Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Слайд 13

Рисование

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте… А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…

Слайд 14

Игры с пластилином

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Слайд 15

Игры с бумагой

Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами… Такие игры помогут детям узнать как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки. Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Слайд 16

Игры с природным материалом

Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Слайд 17

Пазлы и мозайка

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Слайд 18

Работа с ножницами

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Слайд 19

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Слайд 20

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Слайд 21

Развитие графической моторики

  • Слайд 22

    Развитие графических навыков

    Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка. Задачи: Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи. Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны. Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку. Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе. Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

    Слайд 23

    Вывод

    Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

    Слайд 24

    Литература

    1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей» 2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи» 3. Дарвиш О.Б. «Возрастная психология» 4. Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет» 5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» 6. Кольцова М.М «Развитие моторики» 7. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 8. Гризик Т.И. «Детство и отрочество» 9. Справочник старшего воспитателя. 10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г. 11. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г. 12. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы» 13. Данилова Е.Е. «Психология» 14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» 15. Выгодский Л.С.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    Окружающий мир

    Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

    Слайд 3

    Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.

    Слайд 4

    Значение развития мелкой моторики

    Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

    Слайд 5

    Средства развития мелкой моторики

  • Слайд 6

    • Пластилин
    • Бумага
    • Крупа, бусы, пуговицы
    • Природный материал
    • Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани
    • Куклы
    • Песок
    • Карандаши, счетные палочки
  • Слайд 7

    Игры с пластилином

    Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

    Слайд 8

    • Мнем и отщипываем
    • Надавливаем и размазываем
    • Скатываем шарики, раскатываем колбаски
    • Режем на кусочки
    • Лепим картинки
    • Готовим обед
  • Слайд 9

    Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.

    Слайд 10

    Игры с бумагой

    • Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
    • Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
  • Слайд 11

    Игры со счетными палочками

    • В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
    • Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
  • Слайд 12

    Игры с конструктором, мозаикой

  • Слайд 13

    Развитие тактильных ощущений

  • Слайд 14

    Игры с пуговицами

    • Пуговичный массаж:
    • Заполните просторную коробку пуговицами.
    • Опустите руки в коробку;
    • Поводите ладонями по поверхности;
    • Перетирайте пуговицы между ладонями;
    • Пересыпайте их из ладошки в ладошку;
    • Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
  • Слайд 15

    Игры с крупой, бусами

    «Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

    Слайд 16

    «Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п.

    Слайд 17

    «Черепашка» - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т.п.

    Слайд 18

    Игры с крупами

    • Прячем ручки
    • Пересыпаем крупу
    • Дождь, град
    • Покормим птичек
    • Разложи по тарелочкам
    • Вкусная кашка
    • Найди игрушку
    • Игра «Золушка»
    • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
    • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
  • Слайд 19

    Игры с природным материалом

    Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

    Слайд 20

    Рисование

    Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

    Слайд 21

    Игры с песком

    • Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
    • Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
    • Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.
    • Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
  • Слайд 22

    Игры на кухне

    И на кухне найдется дело, полезное для развития пальчиков. Попросите ребенка помочь приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

    Слайд 23

    Игры с водой

    • Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.
    • Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.
    • Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.
  • Слайд 24

    Шитье, вязание, плетение, застежки

  • Слайд 25

    Игры с веревочкой

    Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

    Слайд 26

    • Фокусы
    • Паук и муха
    • Ловкая ящерица
    • Останься с носом!
    • Поймай муху!
    • Сказки
    • День рождения мышки
    • Паровозик
    • Домик пекаря
    • Игры в одиночку
    • Чашка кофе
    • Куриная лапка
    • Гроздь бананов
    • Кленовый лист
    • Игры вдвоем
    • Поймайте мышку!
    • Столик на двоих
    • Колыбель для кошки
  • Слайд 27

    Слайд 28

    Шнуровки

  • Слайд 29

    Куклы

    Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я-куклы», куклы-марионетки.

    Слайд 30

    Слайд 31

    Слайд 32

    Слайд 33

    Русские народные куклы

    • Обереги
    • Обрядовые
  • Слайд 34

    Слайд 35

    Массаж кистей рук и пальцев

    Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
    Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

    • массаж тыльной стороны кистей рук
    • массаж ладони
    • массаж пальцев рук
  • Слайд 36

    Массажеры

    • Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
  • Слайд 37

    Упражнения с мячами

    • учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
    • катать мяч по часовой стрелке;
    • держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

    Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

    Слайд 38

    Упражнение с четками

    Четки можно купить или сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой.

    Слайд 39

    Пальчиковая гимнастика

    • Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
    • Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
    • 1 группа. Упражнения для кистей рук
    • 2 группа. Упражнения условно статические
    • 3 группа. Упражнения для пальцев динамические
  • Слайд 40

    Народные пальчиковые игры

    С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.

    Слайд 41

    Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Развитие мелкой моторики у дошкольников Подготовила: в оспитатель Коляда Наталия Викторовна МКДОУ "НОВОХОПЕРСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА "ПРИСТАНЬ ДЕТСТВА"

    Канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд изобразил МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

    «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев » В.А. Сухомлинский

    с овокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Мелкая моторика -

    Задачи: * Воздействие на биологически активные точки организма. * Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. * Содействовать нормализации речевой функции *Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

    Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.

    Зачем нужно развивать мелкую моторику? * Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.

    Трудности при недостатках развития мелкой моторики Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Испытывают трудность формирования правильно траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

    Работа головного мозга Состояние желудка Состояние кишечника Работа печени и почек Работа сердца Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка

    Формы работы: * Совместная деятельность родителей с ребенком. * Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

    Как развивать мелкую моторику * Массаж кистей рук. * Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. * Пальчиковые игры со стихами, скороговорками. * Пальчиковый театр. * Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала

    * Р исование кистью, пальцем, зубной щеткой. * Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО. * Аппликация. * Рисование по трафаретам. * Штриховки. * Дорисовка (по принципу симметрии). * Лабиринты. * Дидактические игры. Как развивать мелкую моторику

    * Шнуровка. * Игры с мелкими предметами * Пазлы. * Мозаика. Как развивать мелкую моторику

    Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности Краски Бумага разного формата и цвета Трафареты Раскраски Ножницы Мозаики Шнуровки Линейки Цветные карандаши

    ПОИГРАЕМ?!

    «УТЮЖОК» Карандаш я покачу Вправо-влево – как хочу.

    «ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ» Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим И огонь себе добудем

    «ДОГОНЯЛОЧКА» Пальчики бегут вперёд, И никто не отстаёт.

    «КАЧЕЛИ» Покачаю вверх и вниз – Крепче, карандаш, держись!

    «ВОЛЧОК» По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю.

    «ЭСТАФЕТА» Передача карандаша каждому пальчику поочередно

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ “Заготавливаем капусту” – Мы капусту рубим, рубим! – Мы морковку трем, трем! – Мы капусту солим, солим! – Мы капусту жмем, жмем!

    ДИНАМИЧЕСКИЕ упражнения Кулак-ребро-ладонь

    Пальчиковая игра « Пальчики-Смешарики » Это- Крош, он хочет спать А Бараш-уж лег в кровать. Шуша чуточку вздремнула Нюша сразу же уснула. Наш Лосяш уж крепко спит и тихонечко сопит. Солнце яркое взойдет Утро ясное придет, Будут деточки играть А Смешарики вставать!

    Использование Су-Джок « Ягоды» (с мизинца) Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? Поднимают плечи, удивляются. Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

    « Животные Севера» Тепы – тяпы, тепы – тяпы, Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети.

    « Насекомые» Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит, Ой, сюда комар летит!

    Благодарю за внимание!